Влияние звуковой медитации с поющими чашами на настроение, напряженность и самочувствие: обсервационное исследование

Оригинальное название: Effects of Singing Bowl Sound Meditation on Mood, Tension, and Well-being: An Observational Study

Авторы: Тамара Л. Голдсби (доктор мед.наук), Майкл Э. Голдсби (доктор мед.наук), Мэри Макуолтерс (кандидат мед.наук), и Пол Дж. Миллс (доктор мед.наук)

Оригинал:https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5871151/
Перевод на русский язык статьи: ©Magicbowls
Аннотация

Плохое настроение и повышенная тревожность приводят к росту числа заболеваний. В данном исследовании изучалось влияние звуковой медитации, в частности, медитации с тибетскими поющими чашами, на настроение, тревожность, боль и душевное самочувствие. В нем приняли участие шестьдесят два человека (женщины и мужчины, средний возраст которых составлял 49,7 года). После проведения звуковой медитации участники отметили значительное уменьшение степени напряженности, гнева, усталости и подавленного настроения по сравнению с первоначальным состоянием (все P <0.001). Кроме того, участники, которые до этого были незнакомы с данным типом медитации, показали значительно большее снижение напряженности по сравнению с теми, кто ранее уже использовал этот тип медитации (Р < 0.001). Душевное самочувствие существенно улучшилось у всех участников (Р < 0.001). Медитацию с тибетскими поющими чашами можно рассматривать в качестве относительно недорогой и технологически несложной процедуры, которую можно использовать для уменьшения чувства напряженности, тревожности, депрессии и улучшения душевного самочувствия. Данный тип медитации может быть особенно полезен для снижения напряженности у людей, которые ранее не практиковали эту форму звуковой терапии.

Ключевые слова: тибетские чаши, тревожность, депрессия, душевное самочувствие


Болезни сердца, диабет, наркомания и проблемы с психическим здоровьем - все это последствия стресса и напряжения. 1–6 Результаты медитации (включая такие системы, как медитация осознанности) по стимулированию реакции расслабления, снижению уровня тревожности и улучшению самочувствия выглядят многообещающими. 7,8 Реакция расслабления - это ответное физиологическое действие организма на релаксацию, вызывающее снижение кровяного давления для противодействия реакции "дерись или беги" и активацию парасимпатической нервной системы. 9–11 Однако какими бы многообещающими ни были медитация осознанности и другие подобные системы, их характерным недостатком является необходимость затратить время, проявить терпение и дисциплину, чтобы научиться медитировать. Вот почему разработка такой формы релаксации и снятия стресса, использование которой не требует сложного процесса обучения или строгой дисциплины, могло бы принести огромную пользу в деле укрепления хорошего самочувствия и здоровья человека.


Авторы задались целью выяснить, возникнет ли реакция глубокого расслабления и положительное изменение настроения и самочувствия лишь оттого, что человек будет просто лежать и слушать интенсивные низкочастотные комбинации звучания поющих чаш, гонгов и колокольчиков во время звуковой медитации. Исцеление звуком применяется на протяжении веков и используется в различных формах во многих культурных традициях по всему миру, включая коренные народы. Племена австралийских аборигенов уже более 40 000 лет используют диджериду в качестве инструмента звуковой терапии. 12 Некоторые древние инструменты также использовались для религиозных и духовных обрядов, например, тибетские (также называемые "гималайскими") поющие чаши. 13 Тибетские поющие чаши - это металлические чаши, обычно состоящие из сочетания металлических сплавов и первоначально использовавшиеся тибетскими монахами для духовных церемоний.


Несмотря на то, что концепция лечения звуком отнюдь не нова, научных работ в таких областях, как тибетские или кварцевые хрустальные поющие чаши, все еще недостаточно. Большинство исследований поющих чаш связаны с изучением физических свойств этих музыкальных инструментов, таких как звуковые и волновые свойства, а также с попытками смоделировать акустические характеристики звучания поющей чаши. 14–16 В одном из исследований поющие чаши использовались для эмоционального исцеления молодых людей из групп риска в качестве одного из элементов того, что было названо лучшим метод самовизуализации. 17 Чаши применялись в рамках психотерапевтической модели, сочетавшей глубокое дыхание, визуализацию и медитацию любящей доброты. Авторы отметили, что подобное сочетание методов лечения может послужить катализатором эмоционального и психологического исцеления во время проведения терапевтических сеансов.


Целью данной работы было дальнейшее развитие исследований в этой области путем изучения возможного влияния поющих чаш и звуковой терапии на настроение, тревожность, физическую боль и духовное самочувствие, а также желание заложить основу для более формального рандомизированного контролируемого исследования в будущем.

Методология

Участники

Для участия в исследовании методом случайной выборки были отобраны 62 человека (возрастной диапазон 21-77 лет; средний возраст = 49,7 лет, стандартное отклонение (СО) = 13,0; 9 мужчин и 53 женщины). Исследование проводилось в 3 местах: в Приморском центре духовной жизни в Энсинитасе, Калифорния (17 участников), в Центре благополучия имени Чопры в Карлсбаде, Калифорния (39 участников) и в Калифорнийском институте гуманитарных наук (CIHS) в Энсинитасе, Калифорния (6 испытуемых). Все участники предоставили письменное информированное добровольное согласие на участие в эксперименте. Исследование было одобрено Экспертным советом Калифорнийского университета в Сан-Диего (#160174). Демографические данные представлены в таблице 1.
Таблица 1 Демографические данные участников

Структура

Участники заполняли стандартизированные анкеты до и после медитации, в том числе Профиль состояний настроения (POMS-SF) 18 для оценки уровня напряжения, гнева и растерянности, Госпитальную шкалу тревоги и депрессии (HADS) 19 для оценки угнетенного состояния и тревожности, а также Функциональную оценку терапии хронических заболеваний из 10 пунктов – Шкалу духовного благополучия (FACIT-SP) 20для оценки уровня внутреннего комфорта.


Кроме того, перед началом сеанса медитации участники заполняли демографическую анкету, которая включала вопросы, касающиеся любого предшествующего опыта медитации или использования поющих чаш, употребления психоактивных веществ, лекарственных препаратов и безрецептурных или растительных добавок. Помимо этого, в анкете уточнялось, испытывают ли они в настоящее время какую-либо физическую боль или дискомфорт. В случае утвердительного ответа их просили указать тип боли и оценить ее по шкале от 1 до 5.


По окончании медитации участники заполняли анкету, состоявшую из 2 вопросов: засыпали ли они во время сеанса и испытывают ли в настоящее время какую-либо физическую боль. Если в этот момент они испытывали боль, их снова просили оценить уровень боли по 5-бальной шкале.




Протокол исследования звуковой медитации


Всем, кто принимал участие в эксперименте, рекомендовали принести с собой для сеанса звуковой медитации коврики для йоги, на которые они смогут лечь, и, при желании, подушку и/или одеяло. Участников попросили лечь на пол в форме полукруга или полуовала (в зависимости от размера комнаты и количества участников) по периметру комнаты, головой в сторону музыкальных инструментов, которые были разложены на полу рядом с ними.

В эксперименте использовались такие музыкальные инструменты, как тибетские поющие чаши, хрустальные поющие чаши, гонги, тинша (крошечные тарелки-цимбалы), диджериду , колокольчики с дордже, и другие маленькие колокольчики. Большинство тибетских поющих чаш (примерно 90%) состояли из больших чаш Джамбати (в форме колокола), размером от 9 до 12 дюймов (23-30 см) и весом - от 3 до 5 фунтов (1,3-2 кг). Примерно 5% поющих чаш были очень маленькими чашами Тадобати, размером примерно 4,5 дюйма (11,5 см) и весом 0,5 фунта (200 г). Оставшиеся 5% были очень большими чашами Джамбати, размером от 12 до 14 дюймов (30-35 см) и весом от 6 до 8 фунтов (3-4 кг).

Поющие чаши («колокольчики») были основным инструментом во время медитаций, на них играли примерно 95% времени, в то время как игра остальных инструментов занимала примерно 5% сеанса медитации. Основным методом извлечения звука и вибрации от поющих чаш было постукивание по чашам колотушкой или трение по их краю, которые использовалась примерно в 95% случаев.

В зависимости от количества участников использовалось от 30 до 80 тибетских чаш, от 2 до 3 хрустальных чаш и от 2 до 6 гонгов. Таким образом, участники в Калифорнийском институте гуманитарных наук (CIHS) и Центре Чопры прослушали примерно 25 тибетских чаш, 2 хрустальные чаши и 2 гонга, в то время как для участников Приморского центра звучали примерно 80 тибетских чаш, 6 хрустальных чаш и 6 гонгов. Возле головы каждого участника было расположено, по крайней мере, 2 тибетские чаши. По чашам ударяли обтянутой тканью деревянной колотушкой, называемой палочкой для пуджи. На инструментах играли в определенной последовательности: тингши, тибетские чаши, колокольчики, хрустальные чаши, гонги и еще несколько тибетских чаш, затем последовательность повторялась. Продолжительность звуковой медитации составляла примерно 60 минут.

Помимо этого, тибетские (металлические) чаши помещались в центре (или почти в центре) комнаты, и по чашам поочередно ударяли колотушкой или водили по их краю, создавая характерный медленно затухающий звук. Ближе к центру комнаты было также расставлено несколько кварцевых хрустальных чаш. На них тоже играли, водя по ободу колотушкой, обтянутой войлочной тканью, и этот звук медленно затихал после окончания игры.

В начале сеанса звуковой медитации ведущий мягким успокаивающим тоном обращался к участникам. Он велел им принять горизонтальное положение, и разрешил им уснуть, если у них возникало такое желание. Затем он просил их просто наблюдать за любыми ощущениями, которые они испытывают в теле во время медитации, не рассуждая о них, а лишь расслабляясь и наслаждаясь медитацией. После этого начинался сам сеанс звуковой медитации.


По окончании медитации ведущий обращался к участникам с просьбой осторожно прислушаться к внешней среде. Участников просили не торопиться с возвращением в состояние осознанности.


Анализ полученных данных

Анализ данных включал в себя двухсторонний (с группировкой по времени) дисперсионный анализ с повторными измерениями (Статистическая программа для социальных наук SPSS версии 22). Данные распределялись обычным способом.


Результаты

Были выявлены существенные различия между состояниями до и после звуковой терапии по шкалам всех переменных по показателям POMS, HADS и FACIT (Таблица 2). Eta-квадрат выявил большой размер эффекта для всех шкал переменных, за исключением подшкалы FACIT Вера, которая продемонстрировала размер эффекта от среднего до большого. Также была установлена зависимость этих переменных от возраста (см. Таблицу 3). У лиц в возрастной группе от 20 до 39 лет наблюдалось наибольшее изменение напряженности, со средним показателем 1,6 на исходном уровне и средним значением 0,2 после звуковой терапии, за ними следовали лица в возрастной группе от 40 до 59 лет, у которых среднее значение напряженности составило 1,3 на исходном уровне и 0,2 после терапии (Р < 0,05).

Таблица 2. Результаты оценки состояния до и после медитации
Сокращения: POMS – Профиль состояний настроения, HADS – Госпитальная шкала тревоги и депрессии, FACIT - Функциональная оценка терапии хронических заболеваний – Шкала духовного благополучия (FACIT-SP).

ᵃ Размер эффекта (η): 0,01 = малый, 0,06 = средний, 0,14 = большой.
ᵇ Показатели Вера и Духовность показали по завершении медитации положительную, а не отрицательную динамику.

Кроме того, были проведено сравнение результатов воздействия у участников, которые ранее имели опыт медитации с поющими чашами (так называемые "Опытные"), и тех, кто никогда ранее не занимался подобным типом медитации (так называемые "Новички") (Таблица 4). Значительные эффекты наблюдались в показателях напряжения, тревоги и депрессии (все P <0,01).

Таблица 3. Среднее изменение напряжения, тревожности и депрессии по возрастным группам до и после медитации.

Сокращения: POMS – Профиль состояний настроения, HADS – Госпитальная шкала тревоги и депрессии.
Таблица 4 . Среднее изменение напряжения, тревожности и депрессии у «Новичков» и «Опытных» участников до и после медитации.
Сокращения: ANOVA – дисперсионный анализ, POMS – Профиль состояний настроения, HADS – Госпитальная шкала тревоги и депрессии.

Чтобы оценить любое потенциальное влияние звуковой медитации на уровень физической боли, участников опрашивали о наличии болевых ощущений до и после медитации. Двадцать девять участников сообщили, что испытывали физическую боль перед сеансом. В случае утвердительного ответа их просили оценить свои болевые ощущения по пятибалльной шкале (1 означает "очень легкий дискомфорт", а 5 - "крайне болезненные ощущения"), а также описать боль и ее локализацию на теле. В Таблице 5 показана средняя оценка интенсивности боли участников, сообщивших о ее наличии перед сеансом медитации (в разбивке по возрастным группам), и их средняя оценка боли после окончания медитации. У участников в возрасте от 40 до 59 лет был выявлен наиболее значительный эффект от медитации, заключающийся в уменьшении (или устранении) чувства физической боли после медитации, при исходной средней оценке интенсивности боли 2,00 и средней оценке боли после лечебного сеанса 0,79.

Таблица 5. Среднее изменение оценки физической боли в период до и после медитации с разбивкой по возрастным группам.
Кроме того, были изучены болевые ощущения до и после лечебного сеанса у «Опытных участников» и у «Новичков» (см. Таблицу 6). Зафиксированное изменение (уменьшение) боли было наиболее значительным у участников, которые ранее не имели опыта медитации с поющими чашами, со средним баллом 1,88 на исходном этапе и 0,69 после лечения.

Таблица 6. Среднее изменение оценки физической боли в период до и после медитации у «Опытных участников» и «Новичков».

Обсуждение результатов


Данная работа представляет собой обсервационное исследование, целью которого было изучить потенциальное влияние медитации с поющими чашами на настроение, напряжение, тревожность, физическую боль и душевное самочувствие. Существенные различия были обнаружены во всех конечных точках наблюдения за ответной реакцией на медитацию.


В частности, весьма значимые эффекты у участников по окончанию сеанса медитации продемонстрировала подшкала напряжения. Это подтверждает гипотезу о том, что звуковая медитация усиливает ощущение расслабления и уменьшает ощущение стресса. Кроме того, после медитации значительно снизились показатели депрессии и тревожности по шкале HADS по сравнению с исходным состоянием. Более того, результаты теста FACIT выявили улучшение душевного самочувствия, а также веры сразу после звуковой медитации. Таким образом, нежелательные состояния настроения, такие как напряжение, гнев и депрессия, после медитации стали ослабевать, в то время как потенциально желательные переменные, такие как ощущение душевного благополучия, усилились.


Интересно отметить, что наличие предыдущего опыта медитаций с поющими чашами (или его отсутствие) также оказалось фактором, влияющим на результаты терапии. Участники, впервые использовавшие этот вид медитации, продемонстрировали больший эффект, чем те, кто уже имел соответствующий опыт. Неожиданный эффект был обнаружен в значительном среднем изменении подшкалы напряжения по сравнению с исходным уровнем у участников в возрастной группе от 40 до 59 лет. У тех участников данной возрастной группы, которые ранее не имели опыта медитаций с поющими чашами ("Новички"), наблюдалось значительное снижение средних показателей напряжения по сравнению с исходным уровнем, что указывает на ощутимый положительный эффект от медитации. В то же время, существенное уменьшение показателей подшкалы напряжения после лечения было зафиксировано у «Опытных участников» в возрастной группе от 20 до 39 лет.


Для лиц в возрасте от 40 до 59 лет звуковая медитация, по-видимому, стала особенно полезной. Данная возрастная группа продемонстрировала самое заметное уменьшение физической боли и значительное снижение напряжения, особенно у тех, кто ранее не использовал этот вид медитации. Таким образом, последующие исследования звуковой медитации, вероятно, должны быть направлены на более глубокое изучение именно этой возрастной группы.


Причина (причины) благотворного воздействия поющих чаш неясна; однако выдвигаются различные теории. Согласно одной из них, все дело в бинауральных ритмах, при которых мозг улавливает разницу в герцах между тонами, воспроизводимыми в каждом ухе, приводя мозг в состояние глубокой релаксации благодаря определенному диапазону волн, таких как бета-волны, или даже в медитативные и трансовые состояния благодаря волнам тета-диапазона.²¹ˉ²³ Кроме того, одним из возможных факторов может быть воздействие звуковых волн на так называемое биополе или энергетическое поле тела человека.²⁴ Такие теории могут стать отправной точкой для характеристики потенциального воздействия звуковой медитации на настроение, а также физиологических изменений, связанных с поющими чашами. Целью другого исследования, в котором использовались данные об изменении кровяного давления при использовании поющих чаш, было физическое оздоровление. В этом исследовании была предпринята попытка количественно оценить воздействие ультразвука на кровяное давление через настройку, моделирование и синтезирование трехмерного звучания поющей чаши с использованием данных о кровяном давлении.²⁵ Аллен и Шили²⁶ отдельно исследовали влияние кварцевой хрустальной поющей чаши на электродермальные реакции участников (электрические реакции организма) во время вибрации чаши из кварцевого хрусталя или игры на ней. Авторы зафиксировали электродермальные реакции сорока акупунктурных точек меридиана на левой руке и правой ноге участников, что наглядно продемонстрировало соответствующее усиление и ослабление электрических реакций на звучание хрустальной чаши. Еще одно исследование было посвящено изучению потенциального влияния звучания поющих чаш из кварцевого хрусталя на восприятие боли, в результате чего были получены неоднозначные результаты.²⁷ В недавнем рандомизированном перекрестном исследовании было обнаружено, что игра на одной лишь тибетской (или гималайской) поющей чаше снижает кровяное давление и частоту сердечных сокращений больше, чем просто тишина, если эта игра проводится непосредственно перед управляемой визуализацией.²⁸ Участники, которые слушали звучание поющей чаши, также имели более низкие по сравнению с простой медитацией баллы по шкале позитивного и негативного аффекта (PANAS), измеряющей эмоциональные состояния и настроение²⁹, но показали сопоставимые результаты по PANAS с группой, в которой использовалась только тишина.


Наша научно-исследовательская работа имела ряд ограничений. Наиболее заметным недостатком было отсутствие в данном нерандомизированном обсервационном исследовании контрольной группы. Тем не менее, оно закладывает основу для будущих изысканий, касающихся влияния медитаций с поющими чашами на оценку стресса и самочувствия. Как установил Лэндри,²⁸ эта не сложная в техническом плане форма медитации может обладать способностью снижать кровяное давление и частоту сердечных сокращений, таким образом, открывая для здоровья сердечно-сосудистой системы новые потенциальные возможности, которые нам еще предстоит изучить. Полученные результаты дают надежду на создание такой формы снижения стресса, которая не требует от человека освоения сложной системы медитации. На самом деле, ее участник может при желании даже уснуть. По крайней мере, после звуковой медитации людей обычно охватывает чувство глубокого расслабления и внутреннего покоя.


Более того, представители медицинских профессий, такие как медсестры и терапевты, могли бы легко проводить подобные медитации со своими пациентами. Несмотря на то, что для проведения данной процедуры может потребоваться определенная подготовка, научиться играть на поющих чашах и других инструментах можно и без углубленной тренировки; достаточно просто слегка стучать по чашам или водить по их краю колотушкой. Таким образом, данному виду медитации вполне можно было бы обучать специалистов в области здравоохранения и проводить ее практически в любом месте для стимулирования релаксации, уменьшения стресса и снижения риска потенциально связанных со стрессом заболеваний.


Подводя итог, можно сказать, что данное обсервационное исследование выявило значительное благотворное влияние медитации с тибетскими поющими чашами на целый ряд показателей самочувствия. Необходимы дальнейшие рандомизированные контрольные испытания для изучения влияния этого вида медитации на настроение, самочувствие и ощущение физической боли. Кроме того, будущие исследования могли бы более подробно исследовать эффекты медитирования в различных возрастных группах.


Благодарность

Авторы выражают признательность Дипу Деоджу, непальскому музыканту, который проводил звуковые медитации с поющими чашами.
1. Backe EM, Seidler A, Latza U, Rossnagel K, Schumann B. The role of psychosocial stress at work for the development of cardiovascular diseases: a systematic review. Int Arch Occup Environ Health, 2011; 85 (1), 67–79.

2. Belujon P, Grace AA. Hippocampus, amygdala, and stress: interacting systems that affect susceptibility to addiction. Ann N Y Acad Sci., 2011; 1216: 114–121. doi: 10.1111/j.1749-6632.2010.05896.x

3. Richardson S, Shaffer JA, Falzon L, Krupka D, Davidson KW, Edmondson D. Meta-analysis of perceived stress and its association with incident coronary heart disease. JAMA Cardiol, 2012; 110 (12), 1711–1716.

4. Staufenbiel SM, Penninx BWJH, Spijker AT, Elzinga BM, van Rossum EFC. Hair cortisol, stress exposure, and mental health in humans: A systematic review. Psychoneuroendocrinology. 2013; 38(8), 1220–1235.

5. Thoits PA. Stress and Health: Major Findings and Policy Implications. J Health Soc Behav. 2010; 51: S41–S53.

6. Vitaliano PP, Scanlan JM, Zhang J, Savage MV, Hirsch IB, Siegler IC. A Path Model of Chronic Stress, the Metabolic Syndrome, and Coronary Heart Disease. Psychosom Med. 2002; 64(3). 418–435.

7. Cahn BR, Polich J. Meditation states and traits: EEG, ERP, and neuroimaging studies. Psychol Bull. 2006. March; 132(2): 180–211.

8. Melville GW, Chang D, Colagiuri B, Marshall PW, Cheema BS. Fifteen minutes of chair-based yoga postures or guided meditation performed in the office can elicit a relaxation response. Evid Based Complement Alternat Med. 2012; Article ID 501986. doi:10.1155/2012/501986

9. Benson H. The Relaxation Response. New York: Morrow: 1975.

10. Dusek JA, Otu HH, Wohlhueter AL, et al. Genomic counter-stress changes induced by the relaxation response. PloS one. 2008. July 2;3(7): e2576.

11. Park ER, Traeger L, Vranceanu AM, Scult M, Lerner JA, Benson H, Denninger J, Fricchione GL. The development of a patient-centered program based on the relaxation response: The Relaxation Response Resiliency Program (3RP). Psychosomatics. 2013; 54:165–174.

12. Gaynor ML. Sounds of healing: A physician reveals the therapeutic power of sound, voice, and music. New York: Broadway Books; 1999.

13. Perry F. Himalyan sound revelations: The complete singing bowl book. London: Polair Publishing, 2014.

14. Burtner M, Serafin S, Topper D. Real-time spatial processing and transformations of a singing bowl In Proceedings of the 5th International Conference on Digital Audio Effects (DAFx-02) 2002 Sep 26 (pp. 123–126).

15. Inácio O, Henrique LL, Antunes J. The dynamics of Tibetan singing bowls. Acta Acustica United with Acustica. 2006. July 1;92(4):637–53.

16. Terwagne D, Bush JWM. Tibetan Singing Bowls. Nonlinearity. 2011; 24 R51–R66.

17. Schussel L, Miller L. Best Self Visualization Method with high risk youth. J Clin Psychol 2013; 69(8), 836–845.

18. Shacham S. A shortened version of the Profile of Mood States. J Pers Assess. 1983. June; 47(3):305–6.

19. Snaith RP. The Hospital Anxiety and Depression Scale. Health Qual Life Outcomes. 2003, 1:29.

20. Cella D. Manual of the Functional Assessment of Chronic Illness Therapy (FACIT) Scales, 1997.

21. Le Scouarnec RP, Poirier RM, Owens JE, Gauthier J, Taylor AG, Foresman PA. Use of binaural beat tapes for treatment of anxiety: A pilot study of tape preference and outcomes. Altern Ther Health Med. 2001. January; 7(1), 58–63.

22. Padmanabhan R, Hildreth AJ, Laws D. A prospective, randomized, controlled study examining binaural beat audio and pre-operative anxiety in patients undergoing general anaesthesia for day case surgery. Anaesthesia. 2005; 60: 874–877. Doi: 10:1111/j.1365-2044.2005.04287.x.

23. Wahbeh H, Calbrese C, Zwickey H. Binaural beat technology in humans: A pilot study to assess psychologic and physiologic effects. J Altern Complement Med. 2007; 13 (1), 25–32.

24. Creath K, Schwartz G. Measuring effects of music, noise, and healing energy using a seed germination bioassay. J Altern Complement Med. 2004; 10(1), 113–122.

25. Barrass S. Acoustic sonification of blood pressure in the form of a singing bowl. Paper presented at: Conference on Sonification of Health and Environmental Data (SoniHED), September 2014; York, UK.

26. Allen L, Shealy N. An exploration of the effects of toning and quartz crystal bowls on the energetic balance in the body as measured electrically through the acupuncture meridians. Subtle Energies Energy Med. 2005;16(2):5–8.

27. Wepner F, Hahne J, Teichmann A, Bera-Schmid G, Hördinger A, Friedrich M. Treatment with crystal singing bowls for chronic spinal pain and chronobiologic activities—a randomized controlled trial [in German]. Forsch Komplementmed. 2008;15:130–137.

28. Landry JM. Physiological and psychological effects of a Himalayan singing bowl in meditation practice: a quantitative analysis. Am J Health Promot. 2014;28:306–309.

29. Watson D, Clark LA, Tellegen A. Development and validation of brief measures of positive and negative affect: The PANAS scales. J Pers Soc Psychol. 1988;54:1063–1070.
Другие научные статьи статьи и переводы
Эмпирическое исследование процесса релаксации с помощью монофонических ритмов с неслышимыми звуковыми колебаниями сверхнизкой частоты
Авторы статьи: ЧЕНЬ-МИН ЧЕН, ЦЗЕН-ФАН ЛИН, ЙОУ-ДЖУН ЧЕН, ЛИАН-БИ ЧЕН. Южно-Тайваньский университет науки и техники, Национальный университет науки и технологии Пэнху. Тайвань. 09 May 2022. Перевод на русский язык
Влияние стимуляции монофоническими ритмами на тревожность и когнитивные способности
Отделение эпилептологии Боннского университета, Германия Кафедра нейропсихологии, факультет психологии, Институт когнитивной нейронауки Университет Бохум, Германия