Во время недавних «Бесед о гонге», проведенных среди поклонников этого музыкального инструмента, всеобщее внимание привлек один разговор, деталями которого я и хотел бы с вами поделиться.
В рамках этого мероприятия и многих других проектов, связанных с гонгом, в которых я принимаю участие, нередко поднимается вопрос о том, является ли Paiste (швейцарская компания-производитель музыкальных инструментов) лучшим производителем гонгов в мире. Я слегка посмеиваюсь над этим, потому что Paiste не занимается производством металлов, она использует в своей работе листовой мельхиор, изготовленный другим производителем. Подобно Meinl (немецкая компания-производитель ударных инструментов) и прочим, кто использует данную технологию, она просто берет эти «скрученные в трубы листы металла» и штампует из них гонги (сам металл производит компания Wieland, расположенная в г. Ульме, в Германии, и называется он мельхиор – сплав меди, цинка и никеля или латуни с добавлением никеля). Согласен, что у нее весьма неплохо получается выковывать из металла гонги и она достигла в этом больших успехов. Судя по объему продаж гонгов Paiste во всем мире, ей удалось создать отличную систему производства товаров неизменно высокого качества. Но немецкий сплав по своим свойствам весьма отличается от, скажем, бронзы, произведенной вручную в других мировых центрах по изготовлению гонгов. Например, бронза из Бирмы, Вьетнама, Индонезии и Китая – каждая из них обладает особыми параметрами, или характером звучания.
На самом деле вопрос не в том, чей гонг сделан лучше, а в том, звучание какого гонга оказывает большее влияние на слушателя, а это личный выбор каждого. Если говорить о самом сплаве, то надо отметить следующее: отличие того сплава, что скатывается в листы, в том, что его структура должна быть однородной на всем протяжении листа, и размер гранул в структуре кристаллов имеет очень важное значение. Бронза, которая вручную куется до формы плоского диска, – другая история. Если сравнивать их молекулярную структуру, то выяснится, что в листе скатанного в трубу сплава электроны расположены иначе, чем в выкованной молотом бронзе, в которой гораздо больше электронов подверглось силовому воздействию, что делает ее более резонансной. Не забывайте, что бронза – это сплав меди и олова в соотношении 88:12, а в бронзе с хорошим звучанием – 80:20, это так называемый сплав В20 (первую бронзу изготавливали из сплава меди и мышьяка). Вместе с тем из-за того, что В20 в своем изначальном виде достаточно ломкий, с ним очень сложно работать, он требует значительной обработки и прокаливания. Тем не менее он используется дольше, чем какой-либо другой сплав (Zildjian использует его уже почти 400 лет).
На протяжении многих лет я проводил всестороннее изучение гонгов изо всех уголков света, разных видов и стилей. Я со своими студентами проводил сравнительные слепые исследования всех гонгов. Что меня поражает, так это тот факт, что немецкие гонги, о которых все так восторженно отзываются, в слепых исследованиях не демонстрируют выдающихся результатов по сравнению с другими. Когда Meinl впервые представил свою линейку симфонических гонгов, мы провели сравнительное слепое исследование с продукцией его конкурента – Paiste. В 80 % случаев симфоническое звучание гонга Meinl признавалось лучшим, но, когда Meinl сравнили с гонгами других стран, он утратил свое лидерство. При этом хочу отметить, что Paiste и Meinl осуществляют постоянный контроль качества своей продукции, в то время как при производстве гонгов в других странах этого не делают. Это не значит, что нельзя найти великолепный гонг, изготовленный в Китае, но, как правило, приходится осмотреть дюжину, если не больше, экземпляров, прежде чем попадется приличный гонг китайского производства. Можно много сказать по этому поводу, но пока остановимся на этом.
Где берет свое начало история гонгов? Многие полагают, что в Китае, однако древнейшие гонги (не военные щиты), найденные при раскопках, на самом деле были обнаружены на севере Вьетнама. В описаниях караванов, путешествовавших в древности по Великому шелковому пути, содержатся упоминания о поставках гонгов для императорского двора из двух районов. Первый из них находится на западе нынешнего портового города Уханя, примерно на полпути к г. Чэнду, в провинции под названием Юньнань. Другой – на территории современного Туркменистана. Что примечательно в упоминании каравана из Туркменистана, так это запись об игре на гонге в честь рождения сына королевской семьи той местности. Это случилось около 1887 года до н. э., задолго до появления Бактрийской империи или примерно за 1500 лет до Александра Македонского и за 1000 лет до образования греческой империи.
Однако летописи императорского двора свидетельствуют, что гонги использовались еще в период правления династий Сун и Тан, а также Хань. Многие указывают на место под названием Хиз Ю, но это лишь общий термин, в древних тибетских рукописях он может соответствовать царству Чжэн (в некоторых исторических документах – Земля женщин). При этом Хиз Ю – это не город или поселение, это, скорее, регион. Историки, вероятнее всего, отнесут его ко временам династии Цинь в эпоху Семи воюющих царств. Первое подробное описание медеплавильных работ появилось в иллюстрированном трактате «Тяньгун Кайу» Сун Инсина, китайского мыслителя времен династии Мин, впервые опубликованном в 1637 году.
Что касается Индии, исследования показывают, что жители Нагаленда (территория на востоке Индии) умели изготавливать и использовали гонги, есть также данные о производстве гонгов в Ассаме. Относительно ассамских гонгов известен один интересный факт: легендарные воины гуркхи, одна из народностей Непала, использовали гонги из Ассама во время военных учений. Осматривая музеи Индии, я не нашел среди экспонатов ни одного индийского гонга, единственное исключение – это гонг, подаренный музею неким англичанином в начале 1900-х, но и он бирманского, а не индийского происхождения. Изучая йогу, я не обнаружил примеров использования гонга в индийской йоге, за исключением современной, однако здесь, скорее всего, проявляется влияние Запада. Похоже, среди последователей западной кундалини-йоги возникло недопонимание относительно использования гонгов в хатха-йоге «Прадипике» и «Гхеранда-самхите» (написанные на санскрите классические тексты о хатха-йоге). Мне не удалось найти ни одного перевода хатха-йоги «Прадипики», в котором бы упоминалось слово «гонг», а в «Гхеранда-самхите» оно упоминается лишь однажды в 5-й главе, в разделе 79–80. Но там не сказано, что следует использовать гонг непосредственно при занятиях йогой, а надо это делать, скорее, в тот момент, когда йог закрывает уши и сосредотачивается на внутренних звуках своего тела. Появление гонга в Турции связано с именем Аведиса, алхимика армянского происхождения, который впервые его изготовил в период правления Османа II, в 1618 году н. э. (некоторые историки датируют гонг Аведиса 1623 годом н. э.). И это несмотря на то, что центральная Малая Азия имеет давние традиции изготовления кимвал – уже с 1200 года до н. э.
Логотип Tai Loi был изначально придуман Михаилом М. Пайсти как маркетинговый ход для первых гонгов Paiste. Он увидел это обозначение на привозимых из Китая гонгах и использовал его для привлечения внимания к своей продукции. Нам не известно, знал ли г-н Пайсти в то время на самом деле, что означает эта надпись. Тот логотип Tai Loi, что мы можем видеть сегодня, написан на мандаринском наречии китайского языка. Он не был официальным языком императорского двора вплоть до XIV века н. э., примерно 1900 лет после Конфуция. Китайский язык во времена Конфуция был представлен в форме протокитайского диалекта – по всей видимости, хакка, мин или гуанчжоуского (кантонского). Поэтому есть все основания сомневаться в существовании связи между Конфуцием, Буддой и Tai Loi, т. к. основой письменности во времена Будды был стиль да-чжуань, а не мандаринский, который появился намного позднее, уже после смерти Будды. Эта любопытная история хорошо известна всем, кто интересуется гонгами, однако исторических доказательств, подтверждающих эту связь, нет, все это не более чем частные мнения и слухи. В моем исследовании мне также не удалось ее обнаружить, но, если у кого-либо есть точные исторические свидетельства или достоверный источник, заслуживающий изучения и указывающий на такую связь, я был бы счастлив ознакомиться с ним.
Одними из самых ранних обозначений гонга в Китае были шалуо или тонг шалуо, ло, пао чан чи – это лишь некоторые примеры. Появление самого термина «гонг» связано с Индонезией и Явой, а крупнейшими центрами Старого Света по производству гонгов стали Бирма, Ява, Турция, Вьетнам, Китай, Борнео и Бали.
И последнее. В наши дни гонг популярен как никогда раньше. У него богатая история, которая не ограничивается лишь обращением древних людей к солнцу и луне во время затмений, объявлением о прибытии каравана в столицу китайской империи или проведением религиозных обрядов на Яве. С его помощью также вызывали каталептические припадки в парижской больнице Сальпетриер, во время II мировой войны на гонге после обеда любил играть Адольф Гитлер, а ранние произведения Джона Кейджа, Карлхайнца Штокхаузена, Кристофера Три и Неста Керина Крейна превратили гонг в нечто большее, чем просто тему для разговора.
Всем, кто хочет узнать о гонге больше, я бы порекомендовал следующие книги:
Йоханнес Хеймрат «Исцеляющая сила гонга»;
Филип МакНамара «Гонг и там-там»;
Шейла Уиттейкер «Звукотерапия с гонгом»;
Шейла Уиттейкер «В сердце вселенной под названием Гонг».
Мич Нур, профессор