РГ: Интересно, какое значение имеет в наши дни то, что эта поющая чаша и ее звучание идет в западный мир? Учитель Падмасамбхава говорил, что "когда полетит железная птица, Дхарма придет на землю запада". И вот уже много лет я чувствую, что каким-то образом этот звук очень важен для всего мира, потому что это звучание есть звучание Дхармы. И оно несет с собой Дхарму, осознают это люди или нет, поскольку из личного опыта общения с разными людьми (буддистами и не буддистами, молодыми и очень старыми) могу сказать, что этот звук привлекает всех. Они не всегда могут точно сказать, почему, но им нравится слушать это звучание. Его очень ценят в западном мире.
Теперь, когда Дхарма становится такой сильной на Западе, я интуитивно чувствую, что это звучание имеет некую особую важность для современного мира. Возможно, наступило как раз то время, о котором было написано, что жить в этот период станет сложнее, что одна раса будет пытаться захватить власть над миром, и что просветленные люди соберутся тогда в месте, называемом Шамбала. Думаю, что это звучание и Шамбала как-то связаны друг с другом. Я точно не знаю, но мне так кажется. Наверное, мелодия этих чаш, их звук каким-то образом притягивает позитивную энергию, силу, если хотите, чтобы дать отпор тем, кто пытается разрушить Вселенную.
ЛЛМ: Совершенно верно.
РГ: Если это звучание Пустоты и звучание Дхармы, то звон этих чаш-колоколов привлекает силу Дхармы...
ЛЛМ: Если в человеке есть семена Дхармы, не важно с запада он или с востока, то...
РГ: Этот звук пробуждает эти семена?
ЛЛМ: Да. Если Дхарма распространяется на Запад, а гуру Падмасабхава сказал, что "Дхарма идет на запад", значит, в людях, живущих там, безусловно, есть эти семена. Разумеется, вы понимаете, что все разумные существа, на самом деле, носят в себе семена просветленных существ, сущность природы Дхармы, Будды. Раньше все основные учения находились в Азии, большинство из них зародилось в Азии. Это действительно так. Кроме того, Будды сейчас нет в мире, в нашем мире. Он существует в других мирах, а нам посылает свое учение. То есть Будды сейчас здесь нет, но есть его Дхарма. А поющая чаша может открыть его учение тому, в ком есть семена Дхармы. Каждое разумное существо имеет много разных сущностей, много разных "способов восприятия". Поэтому, конечно же, поющая чаша может дать вам Дхарму. У вас есть реальная возможность установить связь с Буддой или Шамбалой, что почти одно и то же, через связь поющих чаш со звуками Шамбалы. Я имею в виду, что звучание поющей чаши может открыть вам знание, которое необходимо, чтобы отправиться в Шамбалу. Вот в чем состоит эта связь.
Сейчас Будды нет здесь, а поющая чаша есть. Тот, кто умеет играть на поющей чаше, может сразу получить наставления Будды. Затем на этом учении или звуке можно медитировать, а звучание чаши-колокола поможет вам достичь просветления. Звучание поющей чаши, колокола или тингша просто невероятно. Оно не похоже ни на один обычный звук.
РГ: Да, да, именно это ощущение меня никогда не покидало. Это потому, что звук этих инструментов не похож на звук любых других инструментов в мире. Удивительное качество звучания.
ЛЛМ: Вот почему чаши-колокола, эти поющие чаши ... их просто не могли сделать обычные люди, они даны нам Буддой. Их звук может слышать кто угодно – бесформенные существа или существа, имеющие материальную форму, – не имеет значения. Если вы звоните в чашу-колокол и не получаете никакого наставления, то другие существа (а в этом доме много разумных существ, включая и тех, что не имеют материальной формы) могут его услышать, это звук. И они получат наставление.
РГ: То есть это звучание воздействует не только на человека, который его вызывает, но и на все окружающее пространство. А ведь на самом деле звук разносится очень далеко вокруг, даже если физически мы его не можем слышать.
ЛЛМ: Совершенно верно. Когда мы играем на тингша, собираются все призраки, голодные духи, но мы не можем видеть этих существ. Они слышат это звучание за тысячи километров и приходят, говоря себе: "О, там что-то происходит!" Вот почему эти звуки такие удивительные.
РГ: Значит, можно утверждать, что эти предметы являются инструментами для преображения, они помогают обычному существу перейти в более высокое царство, приблизиться к Будде? Можно ли так сказать?
ЛЛМ: Да, так можно сказать. Кроме того, вы знаете, что помимо Будды есть еще кое-кто, кто может давать наставления без использования речи. Кто это? Только движением, движением тела⁸, без слов. Это архаты. Будда существует вне времени нашего мира, поэтому приходят архаты. Они, архаты, дают нам наставления, но делают это без помощи звука, только телом. Тем, в ком есть семена, эти наставления тотчас же открываются. Так же и с чашами, точно так же. Если вы играете на поющей чаше и не получаете откровения, то его получает кто-то другой. Так зачем же мы изготавливаем все эти поющие чаши, зачем делаем колокола, цимбалы, барабаны, раковины, зачем? Каждый из этих предметов дает свое наставление. Даже раковина способна звучать очень громко.
РГ: Издавать громкий, мощный звук.
ЛЛМ: Да, очень мощный. Звучание раковины используется только в ритуалах Дхармы, чтобы вызвать монахов или совершить пуджу. Мы называем звук раковины "дхармачакрой", символом Дхармы. Так мы говорим. Даже Будда Шакьямуни после своего просветления никого не учил в течение 49 дней. Он понимал, что достиг просветления, но другие разумные существа этого не знали. И это его очень огорчало. Он подумал: "Лучше я уйду в лес, ведь никто не знает правды". Тогда главный бог, царь богов, попросил его: "Открой свое учение!" И дал ему раковину, символ Дхармы. И он сыграл на этой раковине "ваааааа", что символизировало звучание Дхармы. Вот почему мы используем раковину ... это мог быть и другой предмет. Но именно из-за драхмачакры... звучание раковины – это драхмачакра.⁹
РГ: Таким образом, в традиции буддизма с самых ранних его этапов, начиная с первых наставлений Будды, существует обычай соединять поучение и звук?
ЛЛМ: Да. Именно так он изложил свое первое учение – учение Четырех благородных истин. И еще, если мы будем играть на поющих чашах в присутствии архата, он сможет дать нам много наставлений о пустоте и широте; это будут очень глубокие наставления. В этом можно не сомневаться. Сам этот звук "бом, бом, бом" означает пустоту – "пустой, пустой, пустой". Учение о пустоте – самое главное учение, сущность Будды. Основная суть его учения, учения Будды. Я хочу сказать... в чем состоит суть учения Будды? Прежде всего, это учение о Пустоте. Если человек развил в себе бодхичитту (состояние ума, вызванное желанием, чтобы абсолютно все были счастливы), если вы уже достигли бодхичитты, но не постигли учения о Пустоте, вы никогда не достигните просветления.
ЛЛЛ: Гуру Ургьен Ринпоче говорит, что однажды его книги, его поучения будут спрятаны под землей, а затем придет время, когда появится некий человек, который достанет их оттуда...
РГ: Чтобы заново открыть спрятанные тексты.¹⁰
ЛЛМ: Да, именно спрятанные тексты.
РГ: Значит, в каком-то смысле будет вновь открыто что-то, что оставалось тайной вот уже много лет. Потому что мне кажется, что очень многие люди, с которыми я разговаривал, и не догадываются об этом.
ЛЛМ: Они действительно этого не знают.
РГ: Так, может быть, именно в наши дни и пришло то время, когда мы должны вновь обрести это знание.
ЛЛМ: Этого никто не знает, но это звучание нравится всем, кто его слышит. Оно вызывает ощущение счастья.
РГ: Вот, вот, в нем есть что-то притягательное.
ЛЛМ: На самом деле так. Это очень умиротворяющие звуки. Это как раз и есть то, о чем уже говорил гуру Ринпоче.
РГ: Значит, это очень ценные предметы, которые нам надлежит бережно хранить.