Думаю, что тех, кто стремится создавать "звуковые ландшафты" или режим эмбиент, вполне для начала можно называть "звукорежиссерами", которые работают над оказанием терапевтического воздействия на других людей. Любой опытный специалист по музыкотерапии может привести примеры того, как человек благодаря музыке избавляется от пережитых в прошлом психологических травм; вот почему психологию изучают в университетах.
Что касается меня, то я получил высшее образование в области психологии, поэтому приемы напряжения и расслабления неоднократно используются в моем протоколе по звукотерапии. Я не случайно упоминаю об этом, потому что в 75% обращений ко мне по электронной почте меня просят о помощи люди, занимающиеся лечением звуком - с одним из их пациентов произошел "резкий выход", и им нужен мой совет.
Не перестаю удивляться, что почти в каждом таком случае звукотерапевтне смог распознать тот момент, когда человек начал освобождаться от своей эмоциональной травмы, а его в это время начали еще сильнее лечить звуком, вместо того, чтобы остановиться, заново оценить ситуацию и попытаться начать решать проблему с помощью диалога. То, что вы подобрали мягкий успокаивающий звуковой ландшафт, вовсе не гарантирует, что все пойдет гладко.
В большинстве подобных эпизодов я обнаруживаю, что сеанс звукотерапии не был "срежиссирован", это просто была непродуманная попытка помочь человеку. Такое же обращение со звуком можно наблюдать и среди тех, кто занимается йогой, когда наблюдаемые ритмичные движения принимают за крийи, а не за проявление эмоционального освобождения. К тому времени, когда становится очевидным, что это не крийи, человеку уже нанесен ущерб.
Считаю необходимым для всех, кто использует режим эмбиент при занятиях йогой, обратиться за дополнительной информацией к трудам психологов на темукрий; есть работы, которые посвящены различению крий и того, что с технической точки зрения ими не является. Рекомендую всем, кто хочет использовать режим эмбиент для лечения звуком, всерьез задуматься об освоении профессии аудиоредактора или композитора. Важно научиться плавности, динамике, ритму, которые включают в себя страстные и энергичные колебания, многомерность, непринужденные наложения тонов, яркую гармонию, переплетенные модуляции и даже тишину.
Хорошенько об этом подумайте, чтобы скорректировать вашу методологию или взглянуть на нее с другой стороны, что поможет вам действовать более эффективно. Как правило, создание звукового ландшафта сродни сочинению "истории" о звуке, поэтому оцените свои способности рассказчика и продумайте, как будет разворачиваться ваша история, как свести все концы в единую сюжетную линию, поразмышляйте, какой тип истории вы сочините, не забудьте про завязку и концовку.
Конец первой части
Источники:
[1] Виега М. (2014). Слушаем в режиме эмбиент: рекомендации для теории и практики музыкотерапии, Голоса – Том 14, №2
[2] Виега М. (2014). Слушаем в режиме эмбиент: рекомендации для теории и практики музыкотерапии, Голоса – Том 14, №2
[3] Йаанисте Л. (2007). Знакомство с режимом эмбиент: креативный подход и способ существования в стиле эмбиент. (неопубликованная докторская диссертация)
[4] Шафер Р.М. (1977/1994). Звуковой ландшафт: окружающий мир звуков и звуковая настройка вселенной. Rochester, VT: DestinyBooks
[5] Виега М. (2014). Слушаем в режиме эмбиент: рекомендации для теории и практики музыкотерапии, Голоса – Том 14, №2
© Мич Нур, профессор