Я учу своих студентов, что они должны ощущать себя единым целым с тем музыкальным инструментом, который они используют, будь то поющая чаша, барабан, гонг или что-то еще. Даже и мысли нельзя допускать, что они существуют отдельно от источника звука. Никакой ложной самоуверенности, что раз у меня такой дорогой гонг, то он сделает всю работу за меня. Никакого самомнения о себе как о великом целителе из-за обладания такой огромной коллекцией музыкальных инструментов. Когда врач свободен от подобных предрассудков, свободен от условностей, свободен от ограничений в отношениях между субъектом и объектом терапии, когда ничто их не разделяет, то ему достаточно щелкнуть пальцами, и звук с легкостью откроет путь к самопознанию.
Прежде чем ваш клиент перейдет в режим эмбиент, он должен выйти из захламленной и перегруженной окружающей среды. Звуковой ландшафт в современном мире представляет собой смесь различных звуков - микроволновое излучение, гул загрязняющих природу заводов, шум плотного уличного движения, гудение электросетей - вот далеко не полный список. Мы стараемся не обращать внимания на эти звуки, отсеивать их, но они все равно оказывают на нас свое воздействие, как бы нам ни хотелось избавиться от них в своей повседневной жизни.
Например, жителям крупных мегаполисов удается не обращать внимания на вой полицейских и пожарных сирен.Такие действия, меры по снижению шума [6], на самом деле, еще больше отгораживают нас от акустической среды. Еще во времена древнего Вавилона звучали предостережения о необходимости регулировать звучание окружающего мира; убедительные доводы о важности правильной настройки музыкальных инструментов были приведены учеными из Великобритании, Америки и Ближнего Востока.
Я надеюсь раскрыть эту тему в своей следующей работе, но что уже кажется поразительным в этих исследованиях, так это возможное наличие в главных книгах крупнейших мировых религий некоего "секретного послания", предостерегающего нас об опасности отсутствия гармонии в будущем мире. Существуют теории, что даже в "Республике" Платона содержится скрытый музыкальный код, в котором зашифровано то же самое предупреждение.
Любопытен также тот факт, что в старину люди полагали, будто музыкант является хранителем священной клятвы духовного знания о гармонии, которое могло спасти человечество от нависшей угрозы дисгармонии; вот почему в древности музыка считалась священным искусством. Наше собственное исследование на эту тему показывает, что звукотерапевтическому сообществу не следует принимать частоту в 440 Гц в качестве эталона звучания и что 432 Гц - также не лучшая альтернатива.
Наши полевые исследования и запись звуков природы (птиц, деревьев, шороха травы и т.д.) выявило, что природа настроена на совсем другую частоту звучания. Те, кто занимается звукотерапией в режиме эмбиент должны ориентироваться на ритмы естественной органической окружающей среды, а не на условные 440 Гц частоты человеческого существа. Но даже те, кто "чувствует", что какой-то ориентир необходим, тоже находятся на ложном пути. Эталонное звучание - не более чем общий ориентир, который "обязателен для исполнения" только в оркестрах. Такие полифонические инструменты, как поющие чаши или гонги, являются микротональными, и их микротоны вносят свою лепту в формирование звукового ландшафта в режиме эмбиент. Когда звук исполнен гармонии, он становится сильнее, и его дополнительная энергия преодолевает сопротивление и достигает той области мозга, которая как раз и отвечает за восприятие гармоничного звучания. Этой уникальной способностью слуховой коры головного мозга обладает только человек и небольшая группа млекопитающих.
Кажется невероятным, но многие из тех, кто занимается обучением звукотерапии (так называемые «эксперты»), не имеют НИ МАЛЕЙШЕГО представления о том, что в нашей слуховой коре есть область, которая жаждет воспринять гармоничное звучание. Это, в первую очередь, касается тех, кто обучает обращению с гонгами и поющими чашами. Это также важно понимать тем, кто занимается лечением, например, деменции.
Собранные важные рассуждения о звукотерапии в режиме эмбиент указывают на необходимость создания таких клинических протоколов лечения, которые превратят звуковой ландшафт в благодатный органический путь, ведущий человека к правильной цели или же возвращающий его в ту естественную акустическую среду, из которой он был вырван. Это само по себе произведет перемены в его сознании. Пожалуйста, поймите, что роль звукотерапевта при лечении в режиме эмбиент заключается в том, чтобы изменить сознание человека. Чтобы пациент смог встать на путь исцеления, его сознание должно измениться. Разве это не налагает на нас большую ответственность? Разве не должен звукотерапевт обладать необходимым уровнем образования, чтобы, прежде всего, понимать, как функционирует сознание? Повторяя мысль моего друга Александра Танноса, хочу сказать, что звукотерапевт занимается не столько лечением звуком через использование музыкальных инструментов, сколько изменением сознания.
Источники:
[6]Шафер Р.М. (1977/1994). Звуковой ландшафт: окружающий мир звуков и звуковая настройка вселенной. Rochester, VT: DestinyBooks
© Мич Нур, профессор