Митч Нур, доктор философии

РАССУЖДЕНИЯ ОБ АКУСТИЧЕСКОМ ЗАХВАТЕ

Две формы акустического захвата. Различие двух определений и принципов воздействия.

Фото: PublicDomainPictures Pixabay

На протяжении последних 20 лет или около того велось много споров на тему такого физического проявления резонанса, которое известно среди специалистов в области звукотерапии как "акустический захват". Было много публикаций в книгах и интернете об этом его свойстве, но мне кажется, что необходимо вновь обратиться к данной теме во избежание возможных разночтений в будущем.
Рассуждения об акустическом захвате

На протяжении последних 20 лет или около того велось много споров на тему такого физического проявления резонанса, которое известно среди специалистов в области звукотерапии как "акустический захват". Было много публикаций в книгах и интернете об этом его свойстве, но мне кажется, что необходимо вновь обратиться к данной теме во избежание возможных разночтений в будущем.

В среде специалистов по лечению звуком чаще всего обсуждаются две формы акустического захвата - "нейронный" (по другому называемый "резонанс мозговых волн") и "биомузыкологический". Давайте вкратце раскроем оба определения.

Наиболее удачным способом описания нейронного акустического захвата специалисты в области звукотерапии считают понятие "бинауральных ритмов". Они возникают при одновременном восприятии звуков примерно одинаковой частоты колебаний двумя ушами, что вызывает синхронную электрическую активность нейронов коры головного мозга. Возбуждение нейронов синхронизируется с ритмом периодической вибрации внешних раздражителей. Например, если к левому уху направить звуковую волну частотой 200 Гц, а к правому в то же самое время направить волну частотой 210 Гц, то возникает слуховой эффект в виде третьего тона с частотой в 10 Гц, который воспринимается только головным мозгом.

Биомузыкологический акустический захват - это синхронизация активности живого организма (человека) с воспринимаемыми им внешними ритмами. Она может проявляться в "притопывании ногами" или обычном "покачивании", побуждая нас двигаться, танцевать или иным способом взаимодействовать с музыкой.

В рамках многочисленных дискуссий на тему целебного воздействия звука высказывается убеждение о том, что существует вероятность использования в будущем механизма акустического захвата для изменения частоты вибрации слушающего человека. Если предположить, что "слушающий" человек излучает вибрацию низкой частоты или страдает от какого-то заболевания/проблемы (эмоциональной, физической, духовной), связанной с низкой частотой колебаний, то звучание, к примеру, хрустальной поющей чаши может повысить частоту его вибрации. Тем самым, будет происходить что-то вроде исцеления человека посредством акустического захвата. Еще одну область применения этого механизма можно найти в изменении мозговой активности человека, например, переход от бета-волн к альфа-волнам. Есть широко известное определение, которое предполагает "способность более мощных ритмических вибраций одного объекта изменять более слабые ритмические вибрации другого объекта и синхронизировать их с ритмами первого объекта". [1]

А теперь давайте в качестве примера рассмотрим такой пример акустического захвата. Вы находитесь в переполненной комнате, где все счастливы, смеются и весело проводят время. Внезапно открывается дверь, и входит совершенно незнакомый этой группе людей человек, внешний вид и поведение которого заставляют всех беспокоиться и нервничать. Произошло изменение частоты колебаний этой группы, и произвел ее незнакомец, частота вибраций которого считается ниже, чем у группы в целом. Если, как утверждают, вибрация более высокой частоты должна захватить вибрацию более низкой частоты и повысить ее, то почему же этого не произошло с данной группой? (имеется в виду "способность более мощных ритмических вибраций одного объекта изменять более слабые ритмические вибрации другого объекта и синхронизировать их с ритмами первого объекта") [2]. Объяснение кроется в понятии "сопротивляемость", и сейчас я объясню, что это такое. Дело в том, что существует "склонность" вибраций более высокой частоты "позволять себе" быть захваченными вибрациями более низкой частоты, а не наоборот. Низкой частоте труднее подняться, потому что это связано с преодолением большего сопротивления, а высокой частоте, напротив, легче понизиться, т.к. она обладает меньшей сопротивляемостью. При этом нельзя считать, что из-за этой "склонности" и связанной с ней сопротивляемостью акустический захват будет работать так, как вам захочется. Если более низкая частота сможет преодолеть сопротивление более высокой, она может быть захвачена и переведена на более высокий уровень. То же правило действует и в отношении резонанса мозговых волн. Люди с высоким уровнем бета-волн обладают большей сопротивляемостью (чересчур умные), что ограничивает их способность снизить частоту бета-колебаний и перейти к альфа-волнам.

Также хотелось бы добавить, что активное слушание, например, успокаивающих звуков деревянной флейты североамериканских индейцев или поющей чаши, в отличие от их пассивного восприятия, способно вызвать переключение мозговой активности с бета на альфа-волны; однако это происходит не благодаря исключительно акустическому захвату, но и под воздействием целого ряда других факторов, не имеющих к нему никакого отношения. Большая часть открытий в этой области была сделана в результате исследования психологических портретов людей, занимавшихся активным слушанием звуков и музыки. К этим факторам относится и выработка гормонов, прежде всего, социальных, таких как окситоцин. Таким образом, весь процесс по своей сути достаточно сложный, и его нельзя свести к простому механизму акустического захвата. Целительное действие звука происходит под действием многих факторов, и люди, занимающиеся звукотерапией, должны понимать, что дело не только в резонансных колебаниях.

А теперь вернемся ненадолго к нейтральному акустическому захвату и приведем высказывание доктора Стивена Новелла (специалиста в области клинической неврологии медицинского факультета Йельского университета): "Чтобы понять действие резонанса мозговых волн, необходимо для начала разобраться с самими мозговыми волнами и электроэнцефалограммами (ЭЭГ). Нейроны - это клетки, которые взаимодействуют друг с другом посредством электрических сигналов. При возбуждении нейрона вокруг него возникает небольшое электрическое и магнитное поле. Эти поля слишком слабы, чтобы можно было измерить их с помощью электродов, размещенных на коже головы или даже поверхности мозга. Единственный признак, по которому мы можем обнаружить электрические поля головного мозга, - это одновременное возбуждение целой группы нейронов - синхронно. Следовательно, все мозговые волны, фиксируемые ЭЭГ, есть ни что иное как проявление возникновения большой группы одновременно возбужденных нейронов. Резонанс мозговых волн - реально существующий феномен и важный инструмент изучения работы головного мозга. Однако не существует никаких доказательств и теоретической базы, подтверждающей его долгосрочное устойчивое воздействие на функционирование мозга, а также каких-либо положительных последствий этого воздействия." [3] В процессе моих собственных исследований мне приходилось наблюдать, как звуковые эффекты временно облегчали симптомы заболеваний или оказывали психоакустическое влияние. В редких случаях, изменяло жизнь людей и, тем самым, имело долгосрочный эффект. Но, как отмечает доктор Новелла, обычно это, в лучшем случае, кратковременное, а не долговременное решение проблемы. Хотелось бы также добавить, что некоторые люди испытывают дискомфорт от ритмичных звуков, либо они совсем их не увлекают.

В заключение следует отметить, что люди, занимающиеся звукотерапией, не должны полагать, будто акустический захват будет работать сам по себе. Они должны постараться сделать все необходимое, чтобы преодолеть сопротивление волн. Вот в чем заключается их работа. Не в поиске каких-то уловок или легких путей, а в понимании того, как это работает, в реальном мире. А также в осознании, что нейронный акустический захват не оказывает мощного воздействия на всех в равной степени. Вот почему те, кто призывает лечиться звуком, должны не только сами это понимать, но и перестать убеждать других, будто это панацея от всех болезней.


Заключительное замечание: Большинство специалистов (но не все) в области звукотерапии указывают на Христиана Гюйгенса как на человека, открывшего в 1665 году явление акустического захвата (поиск по фразе "Христиан Гюйгенс волновая теория" в Google выдает около 10 тысяч результатов). Однако один даосский монах из китайского монастыря оставил запись о процессе навязывания ритма еще за 600 лет до Христиана Гюйгенса. [4]



Ссылки:

[1] Целительные звуки, стр. 14, Джонатан Голдман

[2] Целительные звуки, стр. 14, Джонатан Голдман

[3] Блог по неврологии "Резонанс мозговых волн и Псевдонаука маркетинга", 5 мая 2008

[4] Краткая история развития звукотерапии - частная научно-исследовательская работа, Митч Нур, доктор наук