Его отход от широко распространенной пифагорейской формулы был для того времени революционным шагом. Говоря о современном понимании теорий древних греков, стоит отметить, что наши знания в области акустики подтверждают формулу Пифагора, поскольку между разными частотами колебаний музыкальных тонов и натуральными гармоническими составляющими сложных тонов были выявлены взаимно обратные гармонические функции. Таким образом, гармония в музыке берет свое начало в числе, в то время как фундаментальные законы Вселенной, выраженные в числах, обретают осязаемую форму в музыкальной гармонии. "{3} Или, выражаясь современным языком, в гармонии сфер.
Несмотря на это, логические схемы Аристоксена не отказывают подобным взаимоотношениям в праве на существование. "Они просто рассматривают пифагорейскую формулу и ее метафизическое развертывание как не имеющие отношения к искусству музыки". [3] Одно лишь знание о величине интервалов никоим образом не поможет человеку понять действие тетрахордов или нот, различия между жанрами или, проще говоря, разницу между простыми и сложными интервалами, отличие модулирующего музыкального строя от немодулирующего, виды мелодических типов или что-то иное в этом роде". [5]
Аристоксен считается автором 453 книг (тогда как Пифагор написал всего одну) [6], многие из которых посвящены его рассуждениям о музыке, танцах, музыкальных инструментах, драме; а его монументальный труд "Элементы гармоники" не потерял актуальность и в наши дни. Эта книга, в частности, вдохновила в Средние века Боэция на написание своего трактата "De Institutione Musica" ("Наставления к музыке"). "Аристоксен является основоположником музыковедения как самостоятельной дисциплины, независимой от космологии (учения о природе) или этики. Он разработал методологию исследования гармоники и сформулировал ее основные понятия: то, что музыкальный звук – это тот, который реализуется через "ступенчатое" движение тонов (в отличие от "плавного" при обычной речи); то, что нота – это первый элемент мелодии и что именно способ ее функционирования в звукоряде делает ее музыкальной; то, что тон можно разделить на крупные интервалы, а мелкие интервальные единицы определяются как составные части тона". [7] Нотная запись тетрахордов, предложенная Аристоксеном, была позднее использована греческой православной церковью в литургической музыке, а также оказала влияние на труды исламских авторов, особенно музыкальные произведения аль-Фараби и Авиценны.
Если рассматривать идеи Аристоксена с точки зрения их использования в звукотерапии, а я считаю это очень важным, то стоит отметить, что он полагал, что музыкальные интервалы следует классифицировать по тому, как они воздействуют на слушателей, а не по их числовым пропорциям, что расходилось с мнением Пифагора. Эта идея Аристоксена положила начало научному изучению влияния музыки на человека, за которым последовали первые психофизические эксперименты на заре экспериментальной психологии, выявившие изменения в физическом мире, происходящие в результате изменений в психологическом мире человека. Он стремился отделить изучение музыки от занятий физикой и математикой. В своем трактате он сознательно отказывался от использования каких-либо математических пропорций, что явно противоречит подходу Пифагора, он даже рассуждал о повышении и понижении высоты тона в терминах изменения напряженности и расслабленности, которые в то время были недоступны для числового измерения, а не длины звукоряда, которую можно было подсчитать. Аристоксен был не согласен с мнением Пифагора о том, что окончательное решение об интервалах можно принять только на основании арифметических правил и что для признания любой системы гармоничной в ее основе должна быть обнаружена некая математическая упорядоченность. Он утверждал, что величину интервала мы устанавливаем исключительно с помощью слуха, а воздействие музыки – с помощью разума. И что характер мелодии мы точнее всего определяем благодаря своим органам чувств, а сохраняем благодаря своей памяти; и что нет иного способа прийти к пониманию музыки. Мне кажется, что эту философию разделяют сегодня многие из тех, кто занимается звукотерапией, наблюдая и осознавая из собственного опыта, какое влияние оказывает звук на других людей и что точные цифры, вероятно, не столь важны, как некоторые утверждают. Именно наше восприятие в настоящий момент служит для нас ориентиром и определяет наши действия – как сознательные, так и интуитивные. Такой подход позволяет нам выйти за рамки представления о том, что стандартом любой науки является математика, особенно когда мы чувствуем, что гораздо более востребованной является иная методология, а также освобождает нас от неумолимой строгости математических определений.
* P.S. Пифагор писал: "Колебания – источник Движения, Движение – источник Цвета, Цвет – источник Тона", однако нет письменных свидетельств того, что он когда-либо произносил фразу "музыка сфер".
1 и 2. John Chalmers (Джон Чалмерс). Divisions of the Tetrachord (Деление на тетрахорды). Frog Peak Music.
3 и 4. Norman Cazden (Норман Казден). Pythagoras and Aristoxenos Reconciled (Примирение Пифагора и Аристоксена). Journal of the American Musicological Society Vol. 11 (Американское музыковедческое общество, том11)
5. Aristoxenos (Аристоксен). Elements of Harmonics (Элементы гармоники). Oxford Press
6. Mitch Nur, PhD (Мич Нур, профессор). Sound Therapy Timeline (История развития звукотерапии), a private research paper (частный научный доклад).
7. Aristoxenus of Tarentum and the Birth of Musicology (Аристоксен Тарентский и рождение музыковедения). Studies in Classics, vol. 9 by Sophie Gibson (София Гибсон, Изучение классики, том 9), Rutledge Publishing (reprint from the Bryn Mawr Classical Review)
Мич Нур, профессор, 2016